Карьерное консультирование; Профориентация; Коучинг

8 (495) 612-14-57   
   

8 (903) 545-07-08    

г. Москва, ул. Пилота Нестерова, дом 7
Facebook Вконтакте

Запись он-лайн

Добавить комментарий

Рассылка

Вопросы и ответы

Происхождение ошибок старшеклассников при выборе профессии и возможность их профилактики. Н.Н. Зотова

 Выбор профессии школьником только на первый взгляд представ­ляется одномоментным актом принятия решения. На самом деле, по мнению Е.А. Климова, он осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь» (Климов, 1996, с. 40). Другими словами, момент выбора является завершающей точкой длительного процесса профессионального самоопределения. Начинается этот процесс уже в ролевых играх дошкольников. В это время они осваивают функцио­нальную сторону деятельности профессионала и внешнюю атрибутику: доктор лечит людей, он ходит в белом халате и с «трубочкой», чтобы прослушивать больного; пожарный заливает огонь и спасает людей из горящего дома, поэтому ему необходим специальный защитный костюм, шлем, шланг и пожарная машина; балерина танцует на сцене в красивом платье — «пачке» и умеет бегать «на пальчиках» в пуантах и т.д. Далее процесс подготовки к весьма ответственному моменту в жизни проходит стихийно до периода подросткового возраста. Психологическое со­провождение профессионального самоопределения школьников часто сводится к непродолжительным профконсультациям в 9-м и 11-м классе. Однако в настоящее время, когда, по социологическим данным, только половина учащихся после окончания вузов устраивается на работу по специальности, этого явно недостаточно. Известно, что лишь у неболь­шой части школьников довольно рано проявляются и способности к какому-то виду деятельности, и одновременно не только интерес, но и склонность, например, к музыке, рисованию или изучению языков. Обычно у них довольно рано происходит выбор профессии и далее идет уже целенаправленная подготовка к поступлению в соответствующее учебное заведение — высшее или среднее специальное. Однако не всег­да, бывают случаи несовпадения способностей и интереса к профессии. Например, молодой человек, прекрасно рисующий, твердо решил стать артистом балета и поступил в хореографическую академию, хотя способ­ностями не отличался. Родителям понадобилось несколько лет, чтобы понять, что интерес к балету — это скорее честолюбивые мечты об успехе на сцене, и помочь молодому человеку увидеть, что в легко дающемся за­нятии («рисовании для собственного удовольствия») также существуют широкие возможности успешного профессионального развития. Выбор профессии является для молодых людей первым обязательным, вы­нужденным выбором, которого они не могут избежать, хотя некоторые стремятся оттянуть момент как можно дольше или вообще переложить решение на ближайших взрослых — родителей, учителей, друзей. И это понятно: они воспринимают выбор профессии как слишком трудный и ответственный. Часто они так и формулируют: «Я выбрала, кем я хочу стать, но пришла к вам, чтобы убедиться в правильности своего выбора». Другими словами, они хотят разделить ответственность за принятое решение со специалистом. Причины трудности этого выбора состоят, во-первых, в том, что предпочтение одной альтернативы всегда есть отказ от прочих возможных альтернатив. Такую трудность испытывают школьники, способные к разным видам деятельности, например, могут конкурировать музыкальные и художественные способности, особенно если ребенок в обоих видах деятельности имеет определенные успехи. Причина трудности выбора профессии школьниками состоит также в том, что им необходимо учесть множество факторов. Прежде всего, они должны понять (осознать) свои интересы и склонности. Часто интересы могут конкурировать между собой, и тогда необходимо понять, увлечен ли подросток содержательной стороной деятельности или скорее ее внешними атрибутами, например возможным успехом, популярностью (хотя и это стремление подростка к публичности следует принимать во внимание). Этот фактор обычно для краткости называют «я хочу». Далее учащимся следует понять, каковы их способности и как они соотносят­ся с его же интересами и склонностями. Это фактор «я могу». И здесь опять могут возникнуть проблемы, потому что учащийся либо хочет не то, что может (тогда нужно искать причины такого рассогласования), либо может многое, но в этом случае неясно, какое увлечение может стать профессией, а какое останется на правах хобби. Далее требуется учесть, будет ли выбранная профессия востребована на рынке труда и что ожидает этот рынок от современного профессионала. Это фактор «нужно». Кроме того, нужно учесть повышенные требования к здоровью (или отдельным его сторонам), предъявляемые некоторыми популярны­ми профессиями. Также на выбор школьником профессии оказывают влияние социальный статус его семьи, ее традиции и экономическое положение, мнение близких друзей и значимых для подростка взрослых. Кроме того, необходимо научиться строить «личные профессиональные планы» (ЛПП), хотя бы даже в виде мысленных представлений, а также вырабатывать ближайшие и отдаленные цели, осознавать возможные средства и пути их достижения, трудности на этом пути (Климов, 1984). И это еще не все, но для целей нашего анализа достаточно и этих труд­ностей.

Д.А. Леонтьев считает, что существуют три возможных варианта выбора — простой, смысловой и личностный, или экзистенциальный. Простой осуществляется при наличии у субъекта как альтернатив, так и критериев для их сравнения. Смысловой характеризуется наличием альтернатив, но отсутствием готовых критериев, субъекту нужно их вы­работать самому. При личностном выборе субъекту необходимо не только сформулировать критерии выбора, но и подготовить возможный набор альтернатив. «Выбор, совершаемый в процессе профессионального самоопределения, относится к третьей разновидности.» (Леонтьев, 2001, с. 58). Автор считает, что выпускники школ не готовы сделать полноценный выбор в силу недостаточной сформированности соответ­ствующих психологических функций. Для обоснования своего мнения он приводит данные масштабного исследования развития планирования в подростковом возрасте Я.-Э. Нурми, делающего вывод о незавершен­ности формирования этой функции к 16—17 годам, о продолжении этого процесса и после 20-летнего возраста.

Неудивительно поэтому, что ошибки, совершаемые старшеклас­сниками при выборе профессии, многочисленны и постоянны в своем повторении, набор их не слишком видоизменился за 25 лет, с момента описания их Е.А. Климовым, лишь добавились некоторые новые, обусловленные изменением характера социально-экономического раз­вития страны (Климов, 1984, с. 130—135). Эти ошибки общеизвестны, с большей или меньшей обстоятельностью они обычно описываются в научной и популярной литературе по профессиональному самоопреде­лению школьников. Поэтому представляется полезным попытаться понять психологические причины их происхождения, что и является целью данной статьи. Без анализа причин ошибок невозможно выра­батывать пути их преодоления.

Посмотрим, чем отличается успешный выбор профессии школь­ником от неуспешного. Исследователи профессионального самоопре­деления называют необходимыми условиями успешного выбора такие качества, как «осознанность», «самостоятельность» и «ответствен­ность» принятия решения (Зеер, 2006, с. 102; Климов, 1996, с. 126; Пряжников, 2003, с. 18). Цель и размеры статьи не предполагают под­робного обсуждения этих понятий как основных условий успешного выбора профессии, поэтому лишь кратко остановимся на их соотно­шении. Осознанность является важнейшим условием эффективной регуляции человеком своей деятельности, «.именно способность к осознанной саморегуляции и является психологическим критерием человека как субъекта» (Конопкин, 2008). С субъектностью, по мнению

А.К. Осницкого (2003), связана подлинная самостоятельность действий человека. Ответственность — это осознание способности выступать причиной изменений в себе и в мире и осознанное управление этой способностью (Леонтьев, 2005). Таким образом, осознанность явля­ется обязательным условием становления как самостоятельности, так и ответственности.

Прежде чем перейти непосредственно к анализу ошибок, остано­вимся на характеристике разных уровней готовности к выбору профес­сии у подростков. Опыт автора в области психологического сопрово­ждения школьников на пути их профессионального самоопределения позволил разделить их на три группы по уровню готовности к выбору профессии в 10—11-х классах. Мы понимаем условность такой клас­сификации, понимаем, что не все школьники являются яркими пред­ставителями своей группы, однако считаем ее полезной для уточнения того, в какой именно помощи они нуждаются.

В первую группу (с высоким уровнем готовности) мы включили школьников, у которых довольно рано выявились как склонность к какой-то области деятельности, так и соответствующие ей способности. Часто это бывают интересы в области музыки или искусства. Такие дети рано начинают получать дополнительное образование по выбранным направлениям, что способствует развитию их способностей, а успехи мотивируют и поддерживают интерес к занятиям. Они хорошо осознают свои склонности, часто целеустремленно развивают свои способности и некоторые нужные для будущей профессии качества (например, на­стойчивость). Фактически они уже сделали свой выбор, и даже если они по какой-либо причине передумают, можно надеяться, что их новое решение также будет достаточно осознанным, самостоятельным и ответственным.

Вторая группа (средний уровень готовности) — школьники, ко­торые отличаются разнообразными интересами, склонностями и спо­собностями ко многим областям деятельности. Они имеют несколько дополнительных занятий вне школы, активны, как правило, легко учатся и все успевают, но им трудно выбрать, какое увлечение могло бы стать их профессией. Они не осознают, что именно их привлекает в данном занятии, долго не могут определиться с выбором, откладывая его «на потом». Их представления о профессиях, а тем более о мире профессий фрагментарны, романтичны, весьма приблизительны. Учащимся этой группы требуется помощь профконсультанта прежде всего для осозна­ния факторов «хочу» и «могу», а также для расширения их представлений о мире профессий и подготовке возможного набора альтернатив. То есть для успешного осуществления профессионального самоопределения (выбора профессии как одного из его этапов) необходимо личностное самоопределение. Поскольку эти молодые люди активны, способны к рефлексии, в определенной мере самостоятельны, то, опираясь на психологическое сопровождение профессионала, они смогут совершить выбор, о котором не пожалеют.

Третья группа (низкий уровень готовности) — подростки, которые не слишком стремятся учиться и не имеют явно выраженных склон­ностей за пределами школы, их интересы пассивны — послушать музыку, посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры. На профконсультации они оказываются по воле родителей или учителей. В поведении они безынициативны, малоэмоциональны, несамостоя­тельны, не уверены в себе, плохо рефлексируют свой жизненный опыт. Немалая часть из них имеет комплекс «обученной беспомощности» разной степени генерализованности: у некоторых он проявляется только в учебной деятельности, у других же — и во внешкольных занятиях. Им требуется серьезная и длительная помощь специалиста, но работать с ними нелегко из-за их безразличия и пассивности.

Обратимся теперь к анализу ошибок и начнем с самой вопиющей, приводящей фактически к случайному выбору. Итак, ошибка первая — выбор профессии под влиянием товарищей, за компанию. Чаще всего такую ошибку совершают учащиеся с низким уровнем готовности (третья группа). Мы полагаем, что главная причина ее совершения — это неосознанность своих склонностей и способностей, несамостоя­тельность, очень приблизительное представление о мире профессий. «Критерием субъекта является так называемая общая способность к саморегуляции (ОСС) произвольной активности.» (Конопкин, 2008, с. 23). Следовательно, школьники, совершающие эту ошибку, пока еще не стали субъектами своей профессиональной судьбы, точнее, про­являют свою субъектность в очень малой степени, совершенно недо­статочной для принятия ответственного решения о выборе профессии. Они объясняют свое решение тем, что им все равно, какую профессию получать, а с друзьями жаль расставаться. Это дает основание думать, что эти школьники находятся еще на стадии развития младших под­ростков, когда ведущей является деятельность общения, а не учебно­профессиональная, что должно быть присуще старшеклассникам.

Ошибка вторая — возложение ответственности за выбор на бли­жайших взрослых — родителей, учителей и др. Одной из причин этого является отношение к выбору профессии как к выбору «раз и навсегда», до конца жизни, что усвоено ими из опыта прежних поколений. Это от­ношение рождает страх перед выбором, вызывает излишнее напряжение при принятии решения. Такие старшеклассники мало знают о мире профессий. В частности, они скорее всего слышали, но не осознали, например, того факта, что профессии не долговечны, они «рождаются», «умирают», видоизменяются. Если им на нескольких примерах помочь проследить эти свойства профессий, то часть страхов с них снимется, но не все. Помогает также снимать страх продумывание нескольких вариантов выбора. Такие ошибки свойственны пассивным девочкам из второй группы (со средним уровнем готовности к выбору). Как мы уже говорили, они успешны и в учебе, и во внешкольных занятиях, но мало задумываются о себе, плохо осознают мотивы своих увлечений, они не самостоятельны, инфантильны и не хотят взрослеть, что иногда сами и формулируют. Они привыкли доверять взрослым больше, чем себе, и это их устаивает. С ними нужна работа по развитию самосознания (темпы развития которого по каким-то причинам затормозились), по осознанию своих ценностных установок и смыслов, построению по­зитивного «Я-образа», по развитию их «чувства взрослости», которое появляется у детей в возрасте 10—11 лет (Возрастные..., 1967).

Ошибка третья — ориентация преимущественно на престиж­ность и «доходность» профессии. В настоящее время это очень рас­пространенная ошибка. Многие школьники не хотят думать о своих склонностях, или о содержательной стороне профессии. Они выбирают не профессию, а образ жизни (например, олигархов). Л.М. Митина отмечает в этой связи, что профессия «.выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни» (Митина, 2003, с. 3). Такой выбор делают личностно не­зрелые школьники, они плохо осознают свои склонности, способности, возможности и совершают несамостоятельный и безответственный выбор под влиянием других людей. Они также не учитывают, что мир профессий изменчив и престижные профессии могут по объективным причинам потерять свою привлекательность. Но главное, чего они не понимают (не осознают), это то, насколько тоскливо заниматься не­любимым делом. Свежий пример такой ошибки: молодому человеку нравилось ковать металлические изделия, он с 5-го класса занимался этим в кружке. В 11-м классе он сделал для участия в олимпиаде пре­красную работу, получил за нее призовое место, что позволило ему без экзаменов поступить в педагогический институт на обучение по специальности «учитель технологии». Победа в олимпиаде позволила ему также без экзаменов поступить и в достаточно престижный тех­нический вуз, родители настояли, чтобы он начал обучение именно в нем. Молодой человек закончил первый семестр и, взяв академический отпуск, вернулся к своей любимой ковке. Возможно, снова будет по­ступать в педагогический. Далее опишем сразу две однотипные ошибки. Ошибка четвертая — увлечение одной, например внешней, стороной профессии. Часто подобная ошибка совершается в отношении профес­сий врача или балерины. В первом случае школьники хотят помогать людям, лечить их, а нередко и самоотверженно спасать. Во втором случае они хотят блистать на сцене, представляют себе восхищенные глаза зрителей, кидающих цветы к ногам артистов, слышат их бурные аплодисменты. Это романтические фантазии на профессиональные темы, т.е. стадия развития профессионального самоопределения, свойственная подросткам 5—8-го класса. Когда такой слишком ро­мантически настроенной старшекласснице по нашему совету родители организовали «экскурсию» по больнице с обстоятельными и добро­желательными комментариями знакомого врача, увлеченного своей профессией, произошла переоценка ценностей, девочка сменила свой выбор, к счастью для нее и ее возможных пациентов.

Такие же романтические представления являются причиной пя­той ошибки — переноса отношения к знакомому профессионалу на его профессию. Например, в школе всегда есть учитель, вызывающий восхищение школьников, интересной подачей учебного материала, способностью увлечь даже слабоуспевающих в творческий процесс по­знания, манерой общения. И есть ученики, желающие стать «такими же» учителями. Итак, четвертая и пятая ошибки имеют одну причи­ну —низкий уровень осознанности знаний о профессиях и о свойствах личности профессионала, настолько низкий, что ученики даже не дифференцируют их. Они знают только о тех свойствах, которые вписы­ваются в их романтические представления и не проявляют активности для знакомства с другими сторонами профессии.

Ошибка шестая — отождествление учебного предмета с професси­ей. Такую ошибку часто совершают мальчики, которым свойственны рассуждения такого типа: «У меня физика, химия и математика хорошо идут, буду поступать в технический вуз, пока еще не знаю в какой». Это говорит о неразвитых представлениях детей о мире профессий и о себе, они не понимают, что именно им нравится в той или иной области знаний и как это может быть связано с профессией. Они в основном ориентируются на свое «могу» и мало занимаются своим «хочу», а о «надо» думают в основном с точки зрения престижности и финансовой стороны профессии. Но все-таки им достаточно легко помочь, опираясь на их активность, способность к рефлексии и опыт самостоятельности и ответственности в других областях их жизни, не связанных с профес­сиональным самоопределением.

Следующие две ошибки мы прокомментируем очень коротко, потому что они являются либо частным случаем, либо следствием уже обсужденных нами ошибок. Ошибка седьмая — устаревшие представле­ния о содержании профессии. Ошибка восьмая — отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах. В обоих случаях имеет место очень приблизительное представление о важных основаниях для при­нятия решения (о профессии и о себе), что исключает возможность осознанного выбора.

Ошибка девятая — незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Она также совершается от недостаточного понимания своих качеств (возможностей, ограничений). Обсуждая их со старшеклассниками, мы не только говорим о необходимости учитывать эти ограничения, но и используем эту тему как информационный повод для мотивации школьников к активности, ответственности за свою судьбу. Рассказыва­ем о людях, которые, несмотря на свои физические недостатки, смогли добиться очень многого.

Ошибка десятая — незнание основных действий, операций и их порядка при подготовке к выбору профессии, это главная ошибка. Если не осознана цель деятельности, не продуманы средства ее достижения, не учтены условия и возможные трудности на пути к ней, вряд ли можно ждать успеха.

Подводя итог обсуждению ошибок, можно констатировать, что большинство из них имеет своим источником недостаточную степень осознанности материалов, нужных для принятия решения. Ранее, сравнивая содержание понятий «осознанность», «самостоятельность» и «ответственность», мы обратили внимание на то, что осознанность является обязательным условием становления самостоятельности и от­ветственности. Это позволяет предположить, что в целях профилактики ошибок выбора профессии необходимо прежде всего усиливать работу в направлении повышения осознанности выбора, осознанности фак­торов «хочу», «могу» и «надо». Это будет способствовать становлению позитивного «Я-образа», развитию ценностных установок и личных смыслов. Сензитивным для этих процессов временем является младший подростковый возраст (Возрастные., 1967). Поскольку именно в это время ведущей становится деятельность общения, дети открыты для сотрудничества со взрослыми, они склонны к самопознанию, самовос­питанию, самосовершенствованию. А поскольку переход из младшей школы в среднюю является достаточно трудным для школьников, но при этом не имеет психологического сопровождения, младшие под­ростки испытывают особую потребность в общении со взрослыми (Цукерман, 1998). Анализ ошибок показал, что причиной некоторых ошибок, например (четвертой и пятой), является тот факт, что у части старшеклассников профессиональное самоопределение находится на стадии профессиональных фантазий, романтических представлений о профессии, что свидетельствует о задержке развития этого процесса (первая ошибка). Общепризнано, что успешное развитие ребенка на предыдущей стадии является залогом успешности развития на сле­дующей стадии. Поэтому, опираясь на понятие «зоны ближайшего развития» Л.С. Выготского и представления о «ведущей деятельности» Д.Б. Эльконина, мы считаем, что с младшими подростками необходимо проводить работу по личностному самоопределению (по осознанию их собственных интересов, склонностей, способностей, личных качеств, ценностей, смыслов, становлению позитивного «Я-образа» и т.д.). Лич­ностное самоопределение становится при этом необходимым этапом профессионального самоопределения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М., 1967.

Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2006.

Климов Е.А. Как выбирать профессию? М., 1984.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д,

1996.

Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопр. психологии. 2008. № 4. C. 23—34.

Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопр. психологии. 2001. № 1. С. 57—66.

Леонтьев Д.А. Феномен ответственности: между недержанием и гиперкон­тролем // Экзистенциальное измерение в консультировании и психотерапии. Т. 2. Вильнюс, 2005. С. 7—22.

Митина Л.М. Введение // Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М., 2003. С. 3—4.

Осницкий А.К.. Саморегуляция деятельности и подготовка к профессиональному самоопределению // Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М., 2003. С. 14—26.

Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.; Воронеж, 2003.

Цукерман Г.А. Десяти—двенадцатилетние школьники — «ничья земля» в воз­растной психологии // Вопр. психологии. 1998. № 3. С. 17—31.